ВОЛЯ! - сайт поддержки России, правды и воли
  Логин or Регистр | Главная  |  Новости  |  Темы  |  Ваш aккаунт  |  Форумы |  Файлы |  Дата:
Темы сайта
Авто
Гражданское общество
Законодательство
История
На блогах трещали...
Они любят наличные.
Острая тема
Россия и Мир
События
Спасём Россию!
Статьи и мнения
Сука!
Южная Осетия в крови
Разделы
· Все категории
· Абхазия
· Авторская
· Азербайджан
· Армения
· Башкирия
· Беларусь
· Вторая Мировая Война
· Героин
· Грузия
· Добрые вести
· Европа
· ЕЭП
· Законодательство
· Израиль
· Империя лжи
· Иран
· Калининград
· Киргизия
· Кирминал
· Комментарии
· Мировые новости
· Молдавия - ПМР
· Налоги
· Новости
· Письмо 5000
· Польша
· Прибалтика
· Россия
· Соотечественники
· США
· Тюнинг
· Украина
· ШОС
· Южная Осетия
· Япония
Результаты анализов
Высшая истина
Понятие справедливости настолько иллюзорно в
современной международной жизни, что России Читать далее...
Случайное

Читать далее ...

Содержание
  • Главная
  • Авторский раздел
  • · Белковский С.
    · Кох А.
    · Попов О.
  • Содержание
  •  Темы
     Самое популярное
     Архив статей
     Добавить новость
     Новости Ленты.ру
     Фотогалерея
  • Спецархив
  •  Война
     Сталин
     Путин
     Хинштейн
     Чубайс
     Саака
     Прибалтика
     Наши
     Законы РФ
  • Функции сайта
  •  Форумы
     Обратная связь
     Личные сообщения
     Личный кабинет
     Опросы
     Система NAGO.RU
    · КЕДРАЧИ
    · ТАЁЖНИК
    · У КОСТРА
    · СЛОВО
    Навигация
    · Главная
    · Авторский
    · Архив статей
    · Война
    · Добавить новость
    · Законы РФ
    · Личные сообщения
    · Личный кабинет
    · Наши
    · Новости Ленты.ру
    · Обратная связь
    · Опросы
    · Поиск по сайту
    · Прибалтика
    · Путин
    · Саака
    · Самое популярное
    · Сталин
    · Темы
    · Форумы
    · Фотогалерея
    · Хинштейн
    · Чубайс
    Сейчас на сайте
    29 гостей и 0 пользователей.

    Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
    tv
    SI
    Добро пожаловать


    Логин

    Пароль

     

    Последние 3 пользователя
     01:Aug 22, 2013nurelimo
     02:Aug 01, 2013glushkolisa
     03:Jun 13, 2013krutovaludka

    Посетителей онлайн

     · Гостей (100%)

    29

     01: 54.36.148.XXX
     02: 54.36.148.XXX
     03: 54.36.149.XX
     04: 54.36.148.XXX
     05: 142.44.137.XXX
     06: 54.36.148.XX
     07: 54.36.149.XX
     08: 54.36.148.XXX
     09: 54.36.148.XXX
     10: 54.36.149.XX
     11: 54.36.148.XXX
     12: 54.36.148.XXX
     13: 47.89.41.XXX
     14: 35.153.52.XXX
     15: 54.36.148.XXX
     16: 95.108.181.XXX
     17: 54.36.148.XXX
     18: 54.36.148.XXX
     19: 54.36.148.XX
     20: 54.36.149.XX
     21: 54.36.149.XX
     22: 54.36.148.XX
     23: 54.225.31.XXX
     24: 216.244.66.XXX
     25: 178.128.168.XXX
     26: 54.36.149.XXX
     27: 54.36.149.XX
     28: 54.36.148.XXX
     29: 54.36.149.XX

     · Членов (0%)

    0

     · Всего online

    29


    Всего
     · Сегодня

    452

     · Вчера

    3294

     · Всего хитов

    8052696


    Серверное время
     · Время

    02:50:20

     · Дата

    24/06/18

     · Временная зона

    GMT + 2

    Грузия: ''Примитивные'' абхазы и ''культурные'' грузины

    Уроки грузино-абахской войны
    "Примитивные" абхазы и "культурные" грузины

    16.05.2005

    Александр КРЫЛОВ

    После окончания грузино-абхазской войны прошло более двенадцати лет. Все это время грузинская официальная пропаганда с маниакальным упорством повторяет миф о том, что борцы за территориальную целостность Грузии были разгромлены не абхазами, а российскими войсками и что никакого конфликта между грузинами и абхазами никогда не было и быть не могло. Во всем виновата только зловредная Россия, которая из своих неоимпериалистических поползновений делает все, чтобы не дать грузинским демократам построить земной рай в любимом Сакартвело. Миф этот повторяется настолько часто, что ныне в него уверовала не только сама правящая тбилисская элита, но и значительная часть населения Грузии. Подобное мифотворчество и самогипноз грузинских властей вреден не столько тем, что он не отвечает исторической реальности (история на постсоветском пространстве ныне переписывается часто и самым причудливым образом), сколько тем, что мешает объективно оценить реальную суть конфликта и на основании этой оценки выработать приемлемое для вовлеченных в него сторон решение. А конфликт между грузинами и абхазами имеет реальную историческую основу, и начался он задолго до рождения современных грузинских демократов, ныне правящих в Тбилиси. Сейчас, когда авантюристическая политика нынешнего тбилисского режима делает угрозу второй грузино-абхазской войны все более реальной, полезно вновь возвратиться к истокам конфликта и постараться извлечь уроки из событий давнего и совсем недавнего прошлого.

    Возникшее в ХIХ в. грузинское национальное движение определило "исконно грузинские земли" согласно границам средневекового Грузинского царства Х-ХIII вв. (игнорируя при этом изначально многонациональный характер этого государственного образования, название которого звучало как "Царство абхазов, картвелов, эгров, кахов …"). Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики (1918-1921 гг.). В Абхазии (как и в других районах проживания меньшинств) начала осуществляться политика "национализации": было организовано массовое переселение грузинского населения, грузинский был объявлен государственным языком, на который переводилось делопроизводство, преподавание в школах и т.п. Подобная политика, в сочетании с грабежами и бесчинствами грузинских войск, вызывала недовольство и протест со стороны населения Абхазии (в том числе и со стороны местных мегрелов). Поэтому установление в Абхазии советской власти в марте 1921 г. было воспринято населением в первую очередь как избавление от национального угнетения и грузинской оккупации.

    В 1921-1931 гг. Абхазия имела статус союзной республики, которая объединялась с Грузией на основе особого союзного договора. В феврале 1931 г. ее статус был понижен до уровня автономной республики в составе Грузии. Понижение статуса Абхазии было продиктовано теоретическими представлениями И. Сталина, согласно которым абхазы как "примитивный" народ должны были раствориться в среде "культурного" грузинского народа. Еще в 1913 г. в статье "Марксизм и национальный вопрос" Сталин разделил народы Кавказа на "народы с примитивной культурой" (к которым он отнес абхазов, аджарцев, лезгин, мегрелов [1], сванов и др.) и народы с "высшей культурой" (грузины, русские и др.). По его замыслу "прогрессивные" грузины должны были ассимилировать "примитивные" народы: "национальный вопрос на Кавказе может быть разрешен в духе вовлечения запоздалых наций и народностей в общее русло высшей культуры. Только такое решение может быть прогрессивным и приемлемым" [2]. Понижение уровня абхазской автономии было призвано ускорить процесс грузинизации абхазов.

    Период 1930-х – начала 1950-х гг. в истории Абхазии был особенно трагическим. В те годы "в целях грузинизации Абхазии проводились такие акции, которые в своей совокупности по существу означали геноцид в отношении к ее коренному населению: физическое истребление абхазской интеллигенции; изгнание из всех руководящих государственных органов и общественных организаций, а также с предприятий и учреждений всех руководителей абхазов и замена их грузинами; закрытие абхазских школ и насильственное определение абхазских детей в грузинские школы; изъятие из программы средней школы преподавания абхазского языка; перевод абхазской письменности на грузинскую основу; замена множества абхазских топонимов грузинскими; поощрение замены абхазских фамилий их грузинизированными формами; затруднение социального продвижения для лиц абхазской национальности с одновременным созданием в этом неписанных привилегий для грузин; массовое заселение Абхазии грузинами; перевод делопроизводства на грузинский язык; всяческое свертывание самобытной культуры абхазского народа; фальсификация истории Абхазии и объявление абхазского народа грузинским племенем" [3].

    Несмотря на то, что грузинские республиканские власти с середины 1950-х годов были вынуждены отказаться от наиболее одиозных форм национальной дискриминации абхазов, массовое переселение грузинского населения в Абхазию продолжалось. В результате, в конце 1980-х гг. доля абхазов в составе 525-тысячного населения Абхазии сократилась до 18 %, в то время как доля грузинского населения составила более 45 % [4].

    В течение всего советского периода важнейшей целью руководства Грузинской ССР (и грузинского национального движения в целом) было достижение консолидации грузинской нации в максимально короткие исторические сроки. Проводившаяся в СССР национальная политика облегчала ее достижение. В период правления Сталина, в условиях максимального влияния грузинского лобби в Кремлевских кабинетах, курс на строительство грузинской нации проводился откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы и др.). Другие, даже не родственные картвелам – были объявлены "грузинскими племенами" и, наряду со сванами и мегрелами должны были быть огрузинены в максимально короткие сроки.

    После смерти Сталина грузинское лобби в союзном руководстве сохранилось, но оказались ослабленным. Руководство Грузии, вынужденное под давлением Москвы отказаться от наиболее одиозных форм национального угнетения, сделало упор на политику переселения грузинского населения и изменение демографической ситуации в районах проживания меньшинств (которые должны были рано или поздно раствориться в море грузинского населения).

    Закономерно, что именно в середине 1950-х гг. в грузинской исторической науке в качестве идеологического обоснования подобного переселения появляется теория, противопоставляющая исторических абхазов – "древнее культурное грузинское племя, проживавшее на территории Абхазии" и современных абхазов – "потомков отсталых горцев-апсуйцев" [5], якобы переселившихся в Абхазию с севера в XVII в.

    Теория о "переселении апсуйцев" была частью откровенно расистской теории об исконном превосходстве "цивилизованных" грузин над соседними народами, которая восторжествовала в грузинской науке и общественном сознании. Широкая пропаганда этой теории привела к обострению межэтнических отношений в Грузии. Грузино-абхазские противоречия наиболее ярко проявились во время массовых выступлений абхазского населения (1957, 1964, 1967, 1978 гг.), когда лишь экстренное вмешательство союзных властей позволило предотвратить дальнейшее разрастание конфликта.

    В конце 1980-х гг., в условиях нараставшего кризиса союзной власти, грузино-абхазские противоречия приобретали все более острые формы. Грузинское национальное движение требовало отделения от СССР и открыто провозгласило своей целью создание моноэтничного грузинского государства в его "исторических границах". Абхазы активно противодействовали грузинскому сепаратизму. Абхазское национальное движение выдвинуло требование выхода Абхазии из Грузинской ССР и ее перехода в состав РСФСР ("Абхазские письма" [6] 1967 г., 1977 г., 1978 г.).

    В середине 1980-х гг. союзные власти выдвинули идею реформирования Союза ССР на демократических принципах. Одним из путей такого реформирования был отказ от иерархического принципа построения Союза и предоставление всем автономиям равных прав с союзными республиками. Абхазское национальное движение активно поддержало эту идею и в Абхазском письме 1988 г. было выдвинуто требование "возвращения Абхазии статуса Советской Социалистической республики, каковой она являлась в первые годы Советской власти (1921-1931 гг.)".

    В 1989-1991 гг. по Грузии прокатилась волна межэтнических конфликтов, в которых грузинские радикалы увидели "руку Москвы". На самом деле рост межнациональной напряженности объяснялся в первую очередь неприемлемостью для негрузинского населения выдвинутых сторонниками независимости Грузии требований "деарменизации", "деазербайджанизации", упразднения всех автономий, и даже необходимости государственного регулирования рождаемости негрузинского населения с целью его ограничения [7].

    Грузинское национальное движение отличалось крайним экстремизмом и нетерпимостью по отношению к национальным меньшинствам Грузии. В одной из речей лидера грузинского сепаратизма З. Гамсахурдия (типичной для того времени), говорилось: "… тут, в Кахетии, в самом сердце Кахетии, началось лекианство [8]. Кахетия всегда была демографически самым чистым районом, где грузинский элемент всегда преобладал, всегда властвовал. Сейчас там так устроили дело, что мы в раздумье: как спасти Кахетию? Тут татарство [9] поднимает голову и тягается с Кахетией, там – лекство, там – армянство, а там еще – осетинство, и они вот-вот проглотят Кахетию. Вот что нам сделали эти коммунисты, эти предатели. Продали, за деньги продали этот наш любимый, святой уголок, Кахетию, эту родину героев, родину святых продали, продали чужеродцам, и сегодня мы стоим перед катастрофой…

    Откройте глаза, откройте глаза, ибо пришел враг, облаченный уже в другую форму, под другой личиной, и мы ему должны дать надлежащий ответ. Они должны быть выселены, должны быть выжжены каленым железом из грузинской нации, эти предатели и продажные люди… Сила на нашей стороне, грузинская нация с нами, и мы расправимся со всеми предателями, всех призовем к надлежащему ответу и всех злых врагов, приютившихся тут негрузин выгоним из Грузии!" [10].

    В период разгула безудержного национализма представители грузинской интеллигенции, не разделявшие взглядов Гамсахурдия, оказались в меньшинстве. Как печально констатировал всемирно известный грузинский философ и гуманист Мераб Мамардашвили, нещадно поносимый в то время за "недостаточный радикализм" (и в конечном счете сжитый со света "истинными грузинскими демократами"), "сохранять разум среди всеобщего помешательства, не участвовать в этом балете политических привидений – самый большой радикальный акт" [11]. Данный завет М. Мамардашвили тогда не был услышан экзальтированной тбилисской улицей, но он сохраняет свою актуальность в полной мере и в современной Грузии.
    [1] В конце 1920-х – начале 1930-х гг. мегрельская интеллигенция поднимала вопрос об автономии Мегрелии на основании того, что мегрелы имеют свою историю, самобытную культуру и т.д. В 19 в. была издана мегрельская азбука из 35 букв (тогда же была создана и сванская азбука), в 1931-1935 гг. для мегрелов издавалась ежедневная газета тиражом в 10 тыс. экз. Идея мегрельской автономии пользовалась большой популярностью в среде мегрельской интеллигенции и местной партийной верхушки. В конце 1930-х гг. мегрельское движение было разгромлено (заслуги Берия в этом деле были высоко оценены Сталиным). Весьма характерным с точки зрения современных отношений между грузинами и мегрелами является высказывание всемирно известного певца Зураба Соткилава: "Я не просто грузин, я – мегрел. И грузины нас, мегрелов, не любят за то, что мы, когда встречаемся, начинаем говорить на своем языке, которого обычные грузины не знают" (Коммерсант, № 229, 06.12.2000).
    [2] И. В. Сталин. Сочинения. Т. 2, М., Политиздат, 1946, с. 350-351.
    [3] О безопасности России в связи с событиями в Абхазии. Информационно-аналитическая справка. М., Институт социально-политических исследований РАН, 1993, с. 3-4.
    [4] Численность абхазов на территории Абхазии в 1886 г. составляла 58.963 чел., в 1989 г. – 93.267 чел; численность грузин (включая мегрелов и сванов) в 1886 г. составляла 4.166 чел., в 1989 г. – 239.872 чел. См.: Белая книга Абхазии. Документы, материалы, свидетельства. М., 1993, с. 30.
    [5] От самоназвания абхазов – "апсуа".
    [6] Обращения абхазской общественности и политических деятелей в союзные органы, получившие общее название "абхазские письма" сыграли важную роль в абхазском национальном движении и в истории межэтнических отношений в Абхазии. История создания абхазских писем и их тексты содержатся в специальном издании: Абхазия в советскую эпоху. Абхазские письма (1947-1989). Сборник документов. Том 1,Сухум, 1992.
    [7] См. подробнее: О. Васильева. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М., 1993, с. 29-46.
    [8] Данная речь был произнесена З. Гамсахурдиа на востоке Грузии – в Кварельском районе во время начатой им кампании по выселению "леков" – аварцев, компактно проживавших в пограничных с Дагестаном районах Грузии.
    [9] Татарами З. Гамсахурдиа называл азербайджанцев и другие мусульманские народы Кавказа.
    [10] Известия, 10.11.1990.
    [11] Там же.



    Связанные ссылки
    Больше про Россия и Мир
    Новость от grabber


    Самая читаемая статья: Россия и Мир:
    Украина хочет сорвать строительство газопровода Nord Stream


    Рейтинг статьи
    Средняя оценка: 1
    Ответов: 1


    Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

    Отлично
    Очень хорошо
    Хорошо
    Нормально
    Плохо


    опции

    Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

    Отправить статью другу Отправить статью другу


    Связанные темы

    Острая темаСтатьи и мнения

    "Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
    Спасибо за проявленный интерес

    Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.